Красноярский край. Образование. Шамрай

Автор: Андрей Думанский Комментарии: 0 Просмотры: 593
10-05-2021, 14:33

Мой ребёнок ходит в лучший детский сад и в самую крутую школу!

Красноярский край. Образование. Шамрай

Верна ли данная стратегия образования в наше время? По рекомендации Центрально-Сибирской Торгово-

промышленной палаты ответы на эти и другие вопросы мы постарались найти в

единственной в Красноярске альтернативной школе полного цикла от 1,5 до 15 лет.

В 2004 году «Солнечный город» стал первым детским садом в Красноярске, работающим по

педагогической системе Марии Монтессори. За 16 лет открыто шесть филиалов. В 2018-м команда

«Солнечного города» совершила прорыв в системе образования, открыв первую в регионе

альтернативную начальную школу. Школа твоих достижений «Солнечный город» является членом

Межрегиональной Монтессори Ассоциации, здесь обучаются дети от 6 до 12 лет.

Команда редакции журнала «Счастливая мама» прожила школьный день вместе с учениками.

Делимся впечатлениями. Удивление? Нет, скорее культурный шок – так можно описать наши

эмоции после посещения Школы. Первые впечатления, как в театре, «с вешалки»...

Охраняемая территория, отдельные входы для учеников и гостей. Приветствия и улыбки

сотрудников с порога подарили дружелюбный настрой и хорошее настроение, с которым мы

отправились на экскурсию по «городу»... Да-да, именно так, по образовательному мегаполису

«Солнечный город»! Гидом по АНОО «Школа твоих достижений» стала основатель и

руководитель Инна Валерьевна Шамрай.

Интересно, что детей здесь называют не воспитанниками и не учениками, а уважительно –

студентами, как принято в мире.

Красноярский край. Образование. Шамрай

Первая ступень – дошкольная, для ребят от 1,5 до 3-х лет

– «Школа твоих достижений СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД» – новая модель современного

альтернативного образования, пространство самоопределения. Ученик индивидуально выбирает

траекторию своего образования, учитель помогает ему в самостоятельном погружении в основы

науки и культуры, – так начала свой рассказ Инна Валерьевна. – Мы на территории первой среды,

где занимаются дети до трёх лет. Сейчас они с педагогом на коврике проводят физическую

зарядку с мячами. Обратите внимание, какая сосредоточенность у детей! Под чутким

руководством наставника ребёнок учится заботиться о себе, быть внимательным к пространству

класса, к окружающей среде на улице.

– Все предметы из практической жизни?

– Мы уважаем природное желание ребёнка в этом возрасте «делать всё самому», поэтому в группе

он приобретает навыки практической жизни, получает возможность стать самостоятельным,

развить уверенность в себе и чувство собственного достоинства через свободную работу с

предметами, которые ребёнок видит ежедневно в руках родителей.

Через полтора года он способен видеть свою цель правильно, выполнять работу и доводить её до

конца. Получается, что навык целеполагания начинает развиваться с полутора лет, а совсем не с

семи, как принято считать.

Когда малыш уже с этого возраста ежедневно занимается самостоятельно, ежедневно реализует

собственную задачу, преодолевает трудности – он нарабатывает бесценный опыт! Сам ставит

задачи и сам решает. Не учитель, не наставник, а САМ.

И этот тренинг, этот опыт он берёт в большую жизнь. К семи годам уже будет знать, как

адаптироваться в меняющейся атмосфере, как работать в новой среде, управлять собственным

поведением исходя из поставленной задачи.

Пока это первая ступень в школе, но мы планируем впервые в Красноярске открыть ещё более

нежную среду для детей с шести месяцев до года – «Гнездо Солнечного города».

Красноярский край. Образование. Шамрай

– Видим, дети распределились по коврикам, сами выбрали игрушки и увлечённо работают...

– У нас есть определённые правила: с моего коврика, пока я занимаюсь и не вернул предметы на

место, никто не имеет права взять «мою работу». Это безопасность, это чувство собственных и

чужих границ. Не нужно ребёнку защищаться и оберегать своё пространство.

Наши руки – внешний мозг. Работа руками активизирует мозговые центры речи, внимания,

памяти ребёнка.

Увлечённый работой ребёнок быстрее адаптируется в детском коллективе, где он знакомится с

первыми понятиями этикета и культуры поведения. А эти понятия –весьма важный аспект

нашего общества.

Занятия включают в себя свободную работу для приобретения навыков самообслуживания,

музыкальные занятия, творческую деятельность, прогулки, знакомство с окружающим миром...

Когда ребёнок научился многое делать сам и переходит от помощи себе к помощи другим, он

готов перейти в класс от 3 до 6 лет.

Класс 3-6 лет

– Мы присутствуем на уроке тишины. Расскажите про него?

– Педагог общается с ребятами шёпотом. Он зажёг свечу в колбе, и дети наблюдают за огнём. На

уроках тишины слушают звук переливающейся воды, переносят колокольчик, слушают тишину.

Так ребёнок готовится к концентрированной самостоятельной работе.

В классе 3-6 дети находят поддержку в стремлении к самостоятельному изучению окружающего

пространства, которое разделено на зоны-локации:

– Зона развития чувств. Здесь маленький студент проживает такие понятия, как размер и форма,

исследует свои тактильные ощущения, учится различать и получает прочную основу для

дальнейшего развития математических представлений.

– Математическая зона. В этом пространстве дети получают чёткое представление о десятичной

системе исчисления, проживая её тактильно и через кончики пальцев, впитывают логику и красоту

математики. К школе ребёнок оперирует трёх-четырёхзначными числами, складывает и вычитает,

знает все арифметические действия, в том числе умножение и деление.

– Языковая зона. Ребята с 3-х лет подготавливают руку к письму, изучают буквы, совершенствуя

тонкие моторные навыки. Затем они переходят к чтению. Здесь обязательно есть место для

книжного уголка с удобным креслом и тишиной. В результате к школе дети пишут, читают и даже

создают собственные произведения.

– Космическая зона. В ней сконцентрированы материалы для изучения начала астрономии,

биологии, анатомии, географии, истории, культурологии. Здесь находятся карты всех континентов,

модель Земли, различные формы, минералы, классификации, реалистичные модели животных.

«Помоги мне сделать самому» – самые важные слова для нашей дошкольной ступени. Ребёнок

спокойно исследует среду и однажды, чувствуя дефицит в этой среде, спокойно переходит в

следующую ступень.

Красноярский край. Образование. Шамрай

Ступень для студентов от 6 до 9 лет

Огромный светлый класс и тихий, лёгкий рабочий гул. На заднем плане ребята работают в

группе, спокойно общаются. Ищу глазами учителя: он прямо на полу, рядом с тремя

студентами, раскладывает что-то на коврике. Вместо парт вижу шестиугольные столы,

персональные столы для работы стоя, для работы сидя на стуле или на полу. Здесь же

ученик висит на турнике...

– А как же фронтальные уроки и контроль учителя?

– В школе создана уникальная структура образовательной программы, включающей в себя

стандарт РФ, развитие soft skills компетенций и развитие креативного мышления. Многие уроки

проходят в формате тренинга.

Студент фиксирует свои ежедневные результаты в Силлабусе – образовательном маршрутном

листе. В конце недели оценивает качество собственной погружённости в работу за неделю по

стобалльной шкале.

Ежедневно мы помогаем ребятам вырабатывать позицию ответственного школьника, овладевать

навыками самоорганизации и самоконтроля, помогаем им не бояться, а преодолевать трудности.

Главное – ориентир студента не на внешнюю оценку, а на собственный результат!

– Расскажите о классе.

– Это пространство так же разделено на знакомые нам зоны, но насыщение автодидактическими

материалами более глубокое: здесь представлены все предметы до 6-го класса.

– Возникает вопрос «Зачем?» – ведь в этой ступени обучаются дети до третьего класса?

– Многие ребята, находясь в поиске информации на интересующую их тему, погружаются очень

глубоко. Мы считаем, что не имеем права ограничивать их в глубине познания. Работа и среда

построены так, чтобы в итоге у ребёнка закрепилась способность к самообучению, саморазвитию

и самовоспитанию, чтобы он был самостоятельным и умел принимать решения.

Задача этого периода – создать базу, сделать всё, чтобы сохранить желание учиться и поддержать

воображение ребёнка. Важно, что в школе учатся все – ребёнок, родитель, учитель.

– Какие результаты намечены для студента ступени 6-9 лет?

Образовательные результаты мы разделяем на предметные, метапредметные и личностные:

Предметные результаты соответствуют стандартам.

Метапредметные результаты – извлечение информации из различных источников, планирование

собственной деятельности, составление письменных тезисов, умение составлять таблицы и схемы

и работать с ними, умение выражать своё мнение и аргументировать его, навык исследовательской

деятельности, креативное мышление, критическое мышление.

Личностные результаты – способность к самоорганизации и самоконтролю, формирование

самооценки, формирование мотивации к обучению и познанию.

– Впечатляет!

– Да, многие описывают желаемые результаты, а мы реализуем их!

– Сейчас мы в спортивном зале?

– Не совсем... Здесь вы видите специальный комплекс, разработанный учителем московской

Новой школы Сергеем Владимировичем Реутским – автором методики, предполагающей

целостный подход к физкультуре как к средству развития ума и способности полноценно

общаться. Уникальная конструкция, в Красноярске таких – два комплекса. Один – у нас.

Это пространство провоцирует движение, побуждает получать физическую нагрузку, играя в нём

и в него. В то же время его легко изменять и приспосабливать для различных заданий, которые

можно давать прямым и косвенным образом для подвижных упражнений и игр.

Ступень для студентов от 9 до 12 лет

– Вижу, студенты в кулинарных колпаках и фартуках сами готовят второй завтрак – два

вида каши и нарезку из фруктов...

– Действительно, ученики самостоятельно составляют меню завтраков, обсуждают с

нутрициологом состав продуктов и готовят. В каждом классе организованы условия для

комфортного и безопасного приготовления.

В классе проходит погружение в китайский язык. Опять ищу взглядом учителя. Учитель, на

уровне детей, слушает монолог на китайском языке.

Сзади группа детей за шестигранником, работают каждый в персональном ноутбуке.

– И каждый ученик движется по своему маршруту?

– Да, согласно своему замыслу, интересам, потребностям с предварительным выполнением

основных обязательств по программе каждой обязательной дисциплины.

В обычной начальной школе у детей один учитель. Он даёт те знания, которые прописаны в

программе, а у нас учителя-предметники – поклонники своей науки. И каждый, естественно,

глубже и больше знает свой предмет и может дать ребёнку больше. И он вникает в предмет глубже

программных рекомендаций.

Для общей системы образования в стране, конечно, проще и дешевле подготовить одного учителя

на класс, но у нас другие задачи и цели. Мы стремимся к старшей школе подготовить другого,

современного человека, способного мыслить и действовать самостоятельно, развиваем у студентов

критическое, креативное мышление, навыки коммуникации и командной работы, восприятие

культуры продуктивной деятельности, способность к самообразованию и саморазвитию.

Всё это должно стать основой выбора будущей профессии, да и вообще любых осознанных и

ответственных решений, а значит это – открытый путь к самоопределению.

– Что такое «обесшколивание»? Расшифруйте.

– Обесшколивание (дескулизация) – психические процессы, происходящие после выхода человека

из формализованной системы образования, когда структурно-поведенческое мышление

размывается с течением времени.

Обесшколивание может относиться к периоду времени, которое требуется детям, чтобы

приспособиться к обучению в иначе структурированной среде. К нам приходят дети из разных

районов Красноярска, из других городов. Какое-то время они посещали обычную школу с

классической урочной системой. Адаптация может длиться 2-3 месяца, был случай, когда студенту

понадобился год.

Ребёнку действительно непросто перестроиться и к другому мышлению, ранее у него развивалось

шаблонное мышление, теперь же необходимо мыслить креативно и творчески.

Кстати, знаете, сколько раз за обучение в школе мы отрабатываем в себе навык «работать по

образцу»? Пятнадцать тысяч раз! Представляете? Не поленилась и посчитала... Мы все с вами

носители «шаблонного мышления». Когда что-то надо сделать – мы либо применяем уже готовый

шаблон, либо гуглим и ищем в интернете способ решения.

В процессе обесшколивания ребёнок понимает: я могу, я индивидуален, у меня есть обязательства,

но есть и мои предпочтения. Могу выявлять свои интересы, могу себя слышать, понимать.

Оказывается, есть мои границы, к которым остальные должны уважительно относиться.

Родители это тоже понимают, не форсируют события и тем самым помогают ребёнку. Конечно,

после этого дети становятся более успешными.

Многие ребята проходят промежуточную аттестацию за текущий класс по всем предметам к концу

первого полугодия. Например, Устинья завершает аттестацию за шестой класс и переходит к

изучению программ седьмого, но при этом она заявила, что желает углубиться в изучение

корейского языка. Мы ей говорим: «Ты же изучаешь английский и китайский достаточно

глубоко!» Но она настаивает: «Хочу и корейский». То есть девочка поставила перед собой

сверхзадачу и уже приступила к изучению третьего языка.

Красноярский край. Образование. Шамрай

Луиза сразу после нового года перешла в ступень 9-12, преодолев аттестационные испытания за

второй класс. Такие решения даются нелегко. В преодолении таких трудностей студента

сопровождает учитель-тьютор. Следует заметить, что все педагоги «Солнечного города» владеют

компетенциями тьютора.

– Радует, что в Красноярске есть такие учителя!

– Красноярск – маленький город, всего миллион жителей, и найти талантливого дошкольного

педагога крайне сложно. Костяк таких педагогов, действительно любящих своё дело, давно

сформирован. К сожалению, присутствует текучка молодых педагогов. Да, работать трудно. Куда

проще в традиционном детском саду организация общей деятельности, основанной на абсолютном

послушании и воле воспитателя. Прочувствовать сензитивный период и создать пространство

индивидуально для каждого ребёнка – это труд. Профессионализм нарабатывается годами. Я

благодарна каждому педагогу, который честно признаётся в потребности работать в традиционной

системе образования и уходит.

Со школьными же педагогами ситуация иная: 99% – наши родители, которые когда-то доверили

нам образование своего ребёнка в дошколке и развивались вместе с нами, имея базовое

педагогическое образование, трансформируя своё педагогическое видение.

И вот теперь эти невероятные люди, педагоги, развиваются в направлении современного

образования в Школе твоих достижений «Солнечный город».

Сегодня в дошкольной ступени работают 52 учителя, в школьной ступени – 12. Каждый педагог

находится в непрерывном саморазвитии, знакомится с лучшими мировыми практиками, постоянно

проходит обучение.

На сегодняшний день 8 педагогов ступеней 1,5-3 и 3-6 обучаются в РМИ (Русском Монтессори

Институте), два педагога закончили обучение в Санкт-Петербургской школе Михайловой, 2

педагога 6-12 обучаются в РМИ, готовятся к стажировке в альтернативных школах Южной

Америки, 21 педагог ступеней 3-6 и 6-12 завершают тренинг по новейшим образовательным

технологиям Сингапура «Как развить навыки человека 21 века», 3 педагога начальной и средней

школы проходят обучение по ТРИЗ-технологии у лучших тренеров страны. И, наконец, недавно

мы с коллегой из ступени 9-12 прошли продвинутый курс «Практика тьюторского

сопровождения» в Новой школе в Москве.

Все знания анализируются, обсуждаются командой, интегрируются в образовательный процесс

Школы твоих достижений «Солнечный город». Этот процесс бесконечен.

О личном

– Поговорим о вашей личной истории, тем более, что супруг работает с вами рядом. С чего

всё началось?

– Началось с наших старших девчонок-двойняшек, которым хотелось дать самое лучшее

образование. Тогда, в 2004 году, я уже имела ориентир на продвинутое средовое образование.

Будучи очень вредной мамой и не найдя в Красноярске требуемое, создала сама уникальную

среду. Девочки подрастали, до 5 филиалов вырос и «Солнечный город». Я получила второе

высшее образование на президентской программе.

Старшие готовились к окончанию общей школы, а я, анализируя их опыт, опять была в поиске

пространства, но уже для младшего сына.

Не удовлетворив свой запрос, с поддержкой альтернативно мыслящих родителей – выпускников

дошкольной ступени «Солнечного города», и уже с поддержкой мужа мы создали школьные

ступени непрерывного обучения с полутора до 15 лет. Параллельно я закончила магистратуру в

КГПУ им В.П. Астафьева.

Один из главных принципов, которого мы придерживаемся с самого открытия, –постоянный рост

и развитие. Планов очень много!

Встретить родителей с альтернативным мышлением достаточно трудно. Чтобы присоединиться к

сообществу «Солнечный город», мало сказать «хочу». Школа и семья должны работать в одном

направлении, должно быть Сотрудничество. Педагоги вместе с психологом и родителями ведут

наблюдение и фиксируют динамику индивидуального развития каждого воспитанника.

Достижения ребёнка анализируются и обсуждаются на регулярных индивидуальных

конференциях с родителями.

В совместной работе сообщества рождается успех!

Мы приглашаем вас в Школу достижений!

Раиса Юргельян,

Андрей Думанский

члены Союза журналистов России.

Фото Ксении Пастушенко, Натальи Саар

Похожие новости
  • О преподавании иностранных языков в школе
    О преподавании иностранных языков в школе
    Миронов указал на профанации в школьной программе России...
  • Полилингвальное образование: что это такое и с чем его едят?
    Полилингвальное образование: что это такое и с чем его едят?
    Полилингвальное образование – изучение нескольких языков с помощью носителей, которые не будут говорить на русском с учениками. Такое обучение в...
  • Педагоги боятся детей
    Педагоги боятся детей
    Ольга Васильева, глава Минпросвещения, говорит о том, что молодых учителей от работы в школе отпугивает недостаток знания о детях, а не зарплаты....
  • Ментальная арифметика: решаем в уме 10 примеров за несколько секунд
    Ментальная арифметика: решаем в уме 10 примеров за несколько секунд
    Новое японское веяние сферы образования научит ребёнка устному счёту с помощью воображения и моторной памяти....
  • Международный День учителя
    Международный День учителя
    Свой профессиональный праздник , официально учреждённый 5 октября 1994 года, ежегодно отмечают миллионы работников сферы образования по всему миру....
  • Вас может это заинтересовать
  • О преподавании иностранных языков в школе
    О преподавании иностранных языков в школе
    Миронов указал на профанации в школьной программе России...
  • Полилингвальное образование: что это такое и с чем его едят?
    Полилингвальное образование: что это такое и с чем его едят?
    Полилингвальное образование – изучение нескольких языков с помощью носителей, которые не будут говорить на русском с учениками. Такое обучение в...
  • Педагоги боятся детей
    Педагоги боятся детей
    Ольга Васильева, глава Минпросвещения, говорит о том, что молодых учителей от работы в школе отпугивает недостаток знания о детях, а не зарплаты....
  • Ментальная арифметика: решаем в уме 10 примеров за несколько секунд
    Ментальная арифметика: решаем в уме 10 примеров за несколько секунд
    Новое японское веяние сферы образования научит ребёнка устному счёту с помощью воображения и моторной памяти....
  • Международный День учителя
    Международный День учителя
    Свой профессиональный праздник , официально учреждённый 5 октября 1994 года, ежегодно отмечают миллионы работников сферы образования по всему миру....
  • Все анонсы
    Брифинг Сергея Миронова по итогам весенней сессии и VII созыва Госдумы
    16-06-2021, 11:12 Подробнее

    Сбор участников: 9-30 на Пушкинской площади (ст. метро Пушкинская, Тверская, Чеховская).
    4-06-2021, 13:30 Подробнее

    Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергей Неверов проведет заседание Президиума фракции, на котором будет заслушана информация Председателя Центрального банка Российской Федерации Эльвиры Набиуллиной в рамках подготовки к рассмотрению на заседании Государственной Думы 15 июня 2021 года вопроса «О
    23-05-2021, 12:40 Подробнее

    20 мая 2021 в 14:00 в ТАСС состоится пресс-конференция, посвященная выходу в свет книги Геннадия Зюганова "Энциклопедия юного пчеловода".
    19-05-2021, 20:23 Подробнее
    Все гости
    Ситуация в мире сейчас напряжённая как никогда.
    11-06-2021, 22:13 Подробнее

    Дмитрий Янковский - оперный и эстрадный певец, актер, солист театра «Геликон опера», исполнитель главных ролей в мюзиклах «MAMMA MIA!» и «Красавица и чудовище» компании «Stage Entertainment», солист музыкального проекта «Новые голоса» и проекта «NeoClassic» - Новая Классика Дмитрия Янковского.
    1-11-2015, 17:34 Подробнее

    В этот раз гостем нашей редакции стал талантливый, многогранный и крайне творческий человек. Владимир Преображенский - журналист, пресс-секретарь Гильдии ювелиров России и Ювелирного дома «Эстет», обозреватель журнала «Эстет», музыкант, автор и продюсер фестиваля «Бархатное подполье», лидер
    5-10-2015, 16:15 Подробнее
    Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl  +  enter
    Возрастная категория сайта 18+
    ИА № ФС 77- 77844 - 03.03.2020г. зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи , информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    © 2020, все права защищены / www.fg24.ru
    Создание и продвижение сайта VIVIDSEO.RU
    X

    Имя


    сообщение!

    Оповешение x
    На адрес {$email} отправлено письмо со ссылкой для активации аккаунта.