Образование (в мире)

«Конкуренция внутри рынка образовательных услуг для дошкольников»

Комментарии: 0 Просмотры: 191
25-05-2020, 07:27

«Конкуренция внутри рынка образовательных услуг для дошкольников»

«Конкуренция внутри рынка образовательных услуг для дошкольников»

Аннотация: В статье рассматривается сущность конкуренции внутри рынка образовательных услуг, а так же субъекты участвующие в конкуренции. Приводятся примеры конкуренции не только внутри страны, но и на международном уровне.

Resume: The article examines the essence of competition within the educational services market, as well as the subjects involved in competition. Examples of competition are given not only within the country, but also at the international level.

Ключевые слова: конкуренция, рынок образовательных услуг, образовательные учреждения.

Key words: competition, educational services market, educational institutions.

Конкуренция в образовании – отношения состязательности между субъектами образования, в том числе между образовательными организациями как основными поставщиками образовательных услуг и продукции; важнейшая движущая сила обеспечения качества деятельности и продукции. В сложившейся ситуации образование превратилось в часть большой рыночной системы, в связи с тем, что широко используется предоставление платного образования. Соответственно процесс образования становится процессом купли-продажи. Анализ множества литературы показывает, что общая точка зрения по поводу того, что можно назвать образовательной услугой, отсутствует.

В современном мире можно не сомневаться в необходимости развития конкуренции в сфере образовательных услуг. В соответствии с тем, что конкуренция становится все больше и больше, качество получения образовательных услуг становится все выше и выше, а это главный путь к повышению экономического потенциала страны. В данной конкуренции участвуют как государственные учреждения, так и негосударственные.

Рынок образовательных услуг сложился довольно быстро. Значительно возросло предложение образовательных услуг, открывается все больше и больше образовательных учреждений различных направлений, так как сейчас студентам интересно и актуально не только качество получаемого образования, но и его востребованность.

Объем мирового рынка образования — $4,5–5,0 трлн, и в ближайшие годы он обещает увеличиться до $6–7 трлн.

Доля онлайна в нем — около 3%, или $165 млрд. Благодаря устойчивой динамике роста к 2023 году цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку $240 млрд, прибавляя более чем по 5% в год. А по более оптимистичному прогнозу, достигнет величины $252 млрд уже к 2020 году при среднегодовом приросте в 17%. [6]

Перед образовательными учреждениями встает множество проблем, связанных с адаптацией к конкурентной борьбе. В высших образовательных учреждениях проводятся разработки практических рекомендаций, связанных с деятельностью в условиях конкуренции, касающиеся маркетинговых исследований в учреждении, ценообразования, целевой подготовки специалистов и многое другое.

Многие образовательные учреждения вводят систему получения дополнительного образования. Предоставление широкого круга услуг такого характера не только повышает конкурентоспособность, но и является источником дохода для учебного заведения.

По данным исследования НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования» (2018), приблизительно 68% всех воспитанников детских садов получают дополнительное образование.[4]

Исследование НИУ ВШЭ показало, что спрос на услуги дополнительного образования в сторонних организациях, то есть вне детского сада, выше среди родителей, чьи дети посещают именно государственные учреждения, тогда как воспитанники частных детских садов в большинстве случаев получают дополнительные образовательные услуги в своем же учреждении.

Добавим, что в настоящее время детей, которые не посещают никаких дошкольных учреждений, насчитывается порядка 3,4 млн. И это потенциальная аудитория услуг дополнительного дошкольного образования.

Все образовательные учреждения гонятся, так сказать, за имиджем своей организации. Так как с помощью его можно очень хорошо закрепится на рынке образовательных услуг. Чтобы его получить в первую очередь нужно качественно набрать преподавательский состав, построить какую-то свою систему подачи знаний студентам. Так же включить в систему получение дополнительного образования, потому что сегодня это очень актуально не только среди студентов, поступающих в образовательные учреждения, но и для школьников, что касается не только дополнительных школьных курсов, но и творческих, развивающих.

По прогнозам аналитиков, рынок репетиторских услуг растет ежегодно на 5-6%. И к 2025 году может достигнуть 151,2 млрд. руб. Значительную часть этой суммы (82,1 млрд.) обеспечат репетиторы, 40,7 млрд - учителя и 28,4 млрд - образовательные курсы. Так же, стоит отметить, что растет именно рынок услуг частного школьного образования: за пять лет его объем увеличится до 41 млрд. руб. в год. [6]

Основные требования к процессу образования закреплены в законе об образовании. Образовательные услуги относятся к социально — культурным (нематериальным) — это услуги по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей личности и поддержанию нормальной ее жизнедеятельности.

По типу потребителей и предоставляемым образовательным услугам можно выделить следующие типы конкурентов:

прямые – предлагают аналогичные образовательные услуги тем же группам потребителей (например, государственные и негосударственные вузы предлагают одинаковые образовательные программы абитуриентам);

товарные – предлагают одинаковые образовательные услуги разным потребителям (например, по одной и той же специальности осуществляется подготовка студентов очного и заочного отделений);

косвенные – предлагают разные образовательные услуги одним и тем же потребителям (например, помимо основной образовательной программы студенты могут получить еще дополнительное образование);

неявные – предлагают разные образовательные услуги разным потребителям (например, многие вузы осуществляют подготовку по различным образовательным программам, рассчитанным как на выпускников школ, так и на взрослую аудиторию).

Различают ценовые и неценовые методы конкуренции, при этом первые основаны на завоевании доли рынка за счет изменения цены на образовательные услуги, а вторые обусловлены отличительными особенностями предлагаемых услуг. К ним относится качество образования, форма обучения, технология обучения, присваиваемая квалификация, гарантия трудоустройства, а также предоставление дополнительных и сопутствующих услуг. (Например, помимо профессиональной подготовки окончить курсы по вождению автомобиля или параллельно получить второе высшее образование.) Из всего вышеперечисленного качество образования является основным компонентом неценовой конкуренции. Повышая качество своих услуг, вузы получают значительные преимущества перед конкурентами, что может служить основанием для назначения более высокой цены. Если же вуз удерживает цену своих услуг на уровне конкурентов, то более высокое качество позволяет ему занять лидирующее положение на рынке, увеличить число потребителей своих услуг и размер занимаемой рыночной доли. [3]

Наверное, самым главным примером конкуренции на рынке образовательных услуг можно считать Соединенные Штаты Америки. В США система образования выстроена очень хорошо, но она создавалась годами, и специалисты сумели найти оптимальный вариант развития этого сектора рынка так, что он теперь является примером для многих стран и все хотят прийти к такому же результату. В США огромное количество университетов и достаточно высокая мобильность населения, все эти факторы создают условия для обеспечения высокой доли конкуренции на рынке образовательных услуг, но, главное, это не является основными или главными условиями создания конкуренции, они только добавляют процент конкуренции в США. В Америке работают по принципу: не количество, а качество. Это значит, что главное не то сколько людей идут в данные образовательные организации чтобы получить образование, а его качество. С такими факторами они занимают лидерское место среди других стран. [4]

Если рассматривать рынок образовательных услуг в России и, а конкретно конкуренцию, то можно заметить, что в нашей стране созданы планы развития рынка образовательных услуг и различные программы по развитию и дальнейшему совершенствованию данного рынка. Так же это касается и конкуренции на рынке образовательных услуг. Несмотря на то, что наша страна очень сильно уступает ведущим странам: США, Германии, Великобритании, мы стараемся достичь как можно лучших показателей и результатов, пытаемся создать условия и оптимальные программы, чтобы хоть ненамного, но приблизиться к лидерам на данном рынке. [10]

В каждом университете нашей страны и в каждом городе стараются создать оптимальные условия для честной конкуренции на рынке образовательных услуг. Высшие учебные заведения стараются привлечь в свой университет как можно большее количество поступающих, создав для поступающих все условия, предоставив какие – либо льготы для поступления (например, для детей-сирот, для детей, участвующих в масштабных олимпиадах и так далее), обеспечивают дальнейшее трудоустройство в выбранном направлении и даже выплачивают так называемые стипендии. К примеру, в военных учреждениях высшего образования предоставляют заработную плату, стаж, бесплатный проезд, выдачу форменного обмундирования.

Все школы, университеты становятся более и инновационными, устанавливаются компьютеры и другая техника, строятся дополнительные помещения для получения дополнительного образования, методическое обеспечение, качественные образовательные программы.[1]

Также, в связи с факторами которые играют большую роль, школы строятся в каждом районе с учетом безопасности разного характера (так как родители выбирают ближе к дому), с общим комфортом (к примеру, чтобы была возможность перекусить не выходя из школы).

Проанализировав данную тему и данную проблему, можно сделать выводы о том, что на сегодняшний день конкуренция на рынке образовательных услуг в России происходит по определенным условиям и факторам, и мы стремимся достичь тех показателей и результатов, которые имеют Соединенные Штаты Америки. В США создана замечательная система в данном секторе рынка. Конкуренция на рынке образовательных услуг США строилась не один год, но в США смогли составить и сформировать систему и комплекс мер, направленные на создание обыденных условий развития конкуренции на рынке образовательных услуг. Начиная от системы приема студентов и заканчивая независимостью университетов. В других странах также стараются прийти именно к показателям США и ведущих стран мира не только в этой мере, но и вообще, все хотят иметь такую систему конкуренции на рынке образовательных услуг. Но наша страна пытается сделать все чтобы дать качественное образование, выпустить квалифицированных специалистов для совей страны во всех сферах жизнедеятельности, о чем говорит все вышеуказанное. Также можно сказать, что наиболее важными критериями при выборе образовательного учреждения для своего ребенка родители считают стоимость обучения и наличие качественных образовательных программ. [8] Можно предположить, что именно эти характеристики в большей степени удовлетворяют ожидания потребителей. Характер конкуренции на рынке образовательных услуг носит как ценовой, так и неценовой характер. С одной стороны, родители рассматривают как основное стоимость занятий, а с другой - комфорт и качество обучения.

Список использованной литературы

Герасимов В. Образование, знания, инновации. //Человек и труд, 2002, №6, с.21-26.

Герасимов В. Тенденции в сфере высшего образования развитых стран. //Человек и труд, 2002, №6, с. 27-30.

Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социс.- 2013.- №4.-113-121.

Коротков Э. М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов/2-е изд. – М.: Академический Проект, 2007. –320с.

Куприянова JI.M. Организационно-экономический механизм управления качеством педагогической деятельностью в высшей школе. Дисс. На соис. канд. экон. наук. М., 2003.

Малиновская О.П. Перспективы платных образовательных услуг. //Нар. Образование, 2002 №2, с. 39-43.

Сущность и характеристика образовательных услуг учреждений дополнительного образования для детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/sushchnost-i-kharaktieristika-obrazovatiel-nykh-uslugh-uchriezhdienii-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dietiei

Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 2010. - 363 с.

Ченцов, А.О. О бизнесе образовательных услуг [Текст] / А.О. Ченцов // Высшее образование в России. 2017. №2. С. 120-122.

Щетинин В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки. //Мировая экономика и международные отношения. 2001, №12.

Автор: Харламова Анна Геннадьевна, аспирант, выпускница программ МВА и ЕМВА и магистратуры

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (МФПУ «Синергия»)

Ленинградский проспект 80 Г

Anna Kharlamova, PhD student, graduate of the MBA and EMBA programs and master's degree

Moscow financial and industrial University "synergy "(ifpu " synergy»)

Leningradsky Prospekt 80 G

Похожие новости
  • Педагогическая тайна за семью печатями
    Педагогическая тайна за семью печатями
    Предложение ввести термин «педагогическая тайна» поступило от рабочей группы координационного совета при правительстве по реализации государственной...
  • Подведены итоги опроса о проекте «Образование»
    Подведены итоги опроса о проекте «Образование»
    Учителя и родители учеников ожидают изменений в учебной программе, так как планируется улучшение школьной жизни и введение инновационных технологий в...
  • Образование со знаком качества
    Образование со знаком качества
    Не так давно при телевизионном техническом центре «Останкино» открылся Московский центр профессионального образования...
  • Русский язык для студентов из стран Латинской Америки и Африки
    Русский язык для студентов из стран Латинской Америки и Африки
    В последние годы заметно усиление внимания к русскому языку и российскому образованию в странах Латинской Америки и Африки, увеличилось число...
  • На Гайдаровском форуме состоялась дискуссия о российско-французском сотрудничестве в сфере образования
    На Гайдаровском форуме состоялась дискуссия о российско-французском сотрудничестве в сфере образования
    17 января, во второй день работы Гайдаровского форума «Россия и мир: цели и ценности», состоялась экспертная дискуссия «Трианонский диалог:...
  • Вас может это заинтересовать
  • Педагогическая тайна за семью печатями
    Педагогическая тайна за семью печатями
    Предложение ввести термин «педагогическая тайна» поступило от рабочей группы координационного совета при правительстве по реализации государственной...
  • Подведены итоги опроса о проекте «Образование»
    Подведены итоги опроса о проекте «Образование»
    Учителя и родители учеников ожидают изменений в учебной программе, так как планируется улучшение школьной жизни и введение инновационных технологий в...
  • Образование со знаком качества
    Образование со знаком качества
    Не так давно при телевизионном техническом центре «Останкино» открылся Московский центр профессионального образования...
  • Русский язык для студентов из стран Латинской Америки и Африки
    Русский язык для студентов из стран Латинской Америки и Африки
    В последние годы заметно усиление внимания к русскому языку и российскому образованию в странах Латинской Америки и Африки, увеличилось число...
  • На Гайдаровском форуме состоялась дискуссия о российско-французском сотрудничестве в сфере образования
    На Гайдаровском форуме состоялась дискуссия о российско-французском сотрудничестве в сфере образования
    17 января, во второй день работы Гайдаровского форума «Россия и мир: цели и ценности», состоялась экспертная дискуссия «Трианонский диалог:...
  • Все анонсы
    21 сентября
    18-09-2020, 09:51 Подробнее

    14 сентября - заседание Президиума фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с участием главы Минобрнауки В.Фалькова
    11-09-2020, 20:01 Подробнее

    25-08-2020, 15:27 Подробнее

    В начале августа компания «Sunrise Roads» отсняли короткометражный фильм. Это был интересный опыт, вся съемочная команда сплотилась. Сегодня мы хотим презентовать трейлер этой картины.
    24-08-2020, 17:26 Подробнее
    Все гости
    Дмитрий Янковский - оперный и эстрадный певец, актер, солист театра «Геликон опера», исполнитель главных ролей в мюзиклах «MAMMA MIA!» и «Красавица и чудовище» компании «Stage Entertainment», солист музыкального проекта «Новые голоса» и проекта «NeoClassic» - Новая Классика Дмитрия Янковского.
    1-11-2015, 17:34 Подробнее

    В этот раз гостем нашей редакции стал талантливый, многогранный и крайне творческий человек. Владимир Преображенский - журналист, пресс-секретарь Гильдии ювелиров России и Ювелирного дома «Эстет», обозреватель журнала «Эстет», музыкант, автор и продюсер фестиваля «Бархатное подполье», лидер
    5-10-2015, 16:15 Подробнее
    Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl  +  enter
    Возрастная категория сайта 16+
    ИА № ФС 77- 77844 - 03.03.2020г. зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи , информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    © 2020, все права защищены / www.fg24.ru
    Создание сайта SM Web Studio
    X

    Имя


    сообщение!

    Оповешение x
    На адрес {$email} отправлено письмо со ссылкой для активации аккаунта.